Формат – дело тонкое
– Ирина, ты много сегодня концертируешь?
– Думаю, достаточно. Что приятно: и мои сольные концерты, и выступления в сборных программах люди принимают так же восторженно, как раньше.
– А как насчет телевидения и радиоэфиров?
– Здесь не все однозначно. Ты знаешь, что к середине 90-х годов отношения между артистами и СМИ почти полностью коммерциализировались. Из популярнейшей «Песни года» ушел ее создатель и режиссер Виктор Сергеевич Черкасов.
Музыкальные редакторы радио и ТВ оказались оттеснены рекламными структурами, которые перекроили эфир по-своему. Сегодня каждая радиостанция очень строго подходит к выбору музыки для своей аудитории. Это называется «радиоформат». Кстати, форматов в США значительно больше, чем в России.
Открою секрет: формат моего творчества – это так называемый АС-soft (современная музыка для взрослых с преобладанием лирики), и агентство, с которым я сотрудничаю, планирует рекламную кампанию и выходы в эфир в ближайшее время.
– Ты, кажется, первая артистка, которая произносит пошлейшее слово «формат» совершенно по-деловому и совсем без злобы. Но ты ведь по сути «неформатная» певица!
– Нравится мне это или нет, но у шоу-бизнеса свои законы. Как певица я постоянно ищу свой материал и свой звук, пытаюсь петь о том, что волнует меня и мою аудиторию. Стоять на месте нельзя. И, как любой артист, должна выбирать между тем, что подсказывает творческий вкус, и тем, что имеет спрос на рынке. Я делаю музыку, которую люблю. К счастью, могу себе это позволить.
– Наверно, на улице тебя спрашивают: «Куда вы делись, почему вас не видно?»
– Да, спрашивают. И я отвечаю вполне оптимистично: «Скоро увидите и услышите!»
– Этот прорыв должны совершить песни из нового альбома «Над городом…»?
– Конечно! Это новый проект с замечательными музыкантами группы «Старое вино в новой бутылке». Все песни альбома написал Станислав Родионов, а музыку к одной из них – вокалистка группы Наташа Леванова. Нам хотелось объединить тонкую лирику с современным фанковым звучанием и внести ностальгическую нотку по звуку 80-х годов. И это отличается от того, что я делала раньше. На мой взгляд, эксперимент удался. Но судить слушателям.
– Почему «Над городом…»?
– Все очень прозрачно. Наши песни – о чувствах городских жителей. Мы словно смотрим на жизненные ситуации сверху и берем с собой слушателя. Получается такая картина: там, на улицах, бульварах, «зигзагах аллей» и за окнами квартир, кипят страсти, а мы ощущаем себя выше их! Поэтому впечатление от альбома светлое и оптимистичное. Как сказал мой друг режиссер Алексей Гарнизов, «будто ранним утром поливальная машина прошла по городу»…
– Тебя сильно волнуют чьи-то мнения?
– Конечно. Близких, друзей и тех людей, чьему вкусу я доверяю. Например, встречалась как-то с продюсером Иосифом Пригожиным, у нас с ним сложились добрые отношения, так он мне в лоб: «Я вижу тебя в шансоне!» Спасибо, говорю, но я себя в шансоне не вижу (смеется).
– Здрасьте! В твоем новом диске много вещей с элементами шансона…
– Ну да, да, есть, ты прав! Альбом вообще очень эклектичен, поэтому каждый в принципе может найти в нем то, что понравится. Часто слышу упрек, что мой сегодняшний репертуар втиснулся как бы «между стульями» – это и не попса в чистом виде, и не джаз, и не рок...
– Простите, а где сегодня, в XXI веке, можно встретить чистоту жанра? Все стили и направления давно перемешались!
– Сама поп-музыка – это «фьюжн», то есть смесь различных стилей. Думаю, всегда будут люди, которые любят «чистый» джаз, блюз, рок…И все-таки я уверена, что на стыках стилей рождаются самые интересные направления в музыке.
Два отца и мама
– Вернемся к корням. Ты родилась в Кишиневе, но потом родители отвезли тебя на Украину...
– Да, на свою родину. Папа, Василий Третьяк, народный артист СССР, окончил Харьковскую консерваторию (оперное пение), а мама – театральный институт, и тоже в Харькове. По окончании вузов их на три года как молодых специалистов распределили на работу в Кишинев, а потом отцу пришло выгодное приглашение в киевскую оперу: там тогда собрался весь цвет украинской вокальной школы – Юрий Гуляев, Дмитрий Гнатюк, Евгения Мирошниченко, Белла Руденко, Анатолий Соловьяненко – в результате родители оказались в Киеве.
– А что же мама?
– Ее зовут Людмила Томашевская. В Кишиневе она работала в русской драме, а когда переехала на Украину, перешла в Киевский академический драматический театр им. Ивана Франко, где прослужила актрисой более 25 лет. За кулисами этого театра я, собственно, и выросла.
– Прости, а чью же фамилию ты носишь?
– История такая. Когда мне было 5–6 лет, мои родители расстались, и меня удочерил Игорь Александрович Шведов – народный артист Украины, заслуженный деятель искусств, писатель, драматург. Он создал собственный театр исторического портрета (по сути, театр одного актера), и жанр, в котором работал, назвал «устная документальная книга». Именно его фамилию и отчество я сейчас ношу. Так что мама «воспитала» сразу двух народных артистов! (Смеется.)
– Час от часу не легче! Как же к удочерению отнесся натуральный отец?
– Когда мне исполнилось 11 лет, я, будучи еще ребенком, сама пришла к нему за разрешением носить фамилию и отчество Игоря Александровича, потому что Шведов воспитывал меня с 6 лет. Он так много вложил в меня души, времени, сил – да всего на свете, что настоящего отца я видела именно в нем. Как это ни странно, Третьяк очень быстро дал согласие – вероятно, этому способствовала и его новая супруга. Да что тут говорить, обычная житейская история, не стоит ее драматизировать.
– Тем более что драматизма в твоей жизни и без того хватало. В 1979 году, я знаю, ты героически сдавала экзамены в театральный институт, имея на руках годовалую дочь…
– Более того, Надя в это время попала в больницу с тяжелым отравлением. Днем я просила бабушку или дедушку посидеть с ней и в это время сдавала экзамены, а ночью была с Надей сама. Спать было негде, так что я сидела рядом на стульчике и ночами штудировала учебники.
– А главное – поступила с первого раза, выучилась и получила «корочку»!
– О, своей дипломной работой я очень горжусь: это спектакль «Дикий ангел», где моими партнерами были потрясающие актеры: Валерий Михайлович Ивченко (который сейчас работает в БДТ им. Товстоногова), Богдан Сильвестрович Ступка и моя мама. Кстати, она и в спектакле играла… мою маму.
Чужие запахи – не проблема
– Несомненно, одна из знаковых персон в твоей биографии – композитор, певец и музыкант Игорь Демарин. Вы познакомились, кажется, на конкурсе «Юрмала-86». Жили-дружилилюбили, а потом расстались…
– На самом деле, мы встретились за два года до «Юрмалы», а в 1986-м я уже шила ему сценические костюмы. Игорь тогда был жутко популярен в Киеве, у него была масса поклонниц, которые не давали прохода. А я к тому времени окончила институт, работала в молодежном театре, имея на руках шестилетнего ребенка (вздыхает)… И хотя сегодня Игорь утверждает, что не было у нас ни любви, ни семьи – это неправда. Конечно, я благодарна Игорю за прекрасные песни, за творчество.
Но наши пути давно не пересекаются, мы много лет не общаемся, да, сказать честно, и не хочется. Давай не будем ворошить сегодня старые обиды, недоразумения. Извини.
– Обратимся тогда к более приятным воспоминаниям. Уверен, не все знают, Ира, что переманил тебя с театральной сцены на эстрадную в 1986 году наш песенный корифей Юрий Богатиков…
– Играя в театре, я при этом и пела, но эстрада для меня была тогда действительно на втором плане.
Как-то, будучи на гастролях в Южно-Сахалинске, мы поселились в одной гостинице с Богатиковым, и мой друг актер Валерий Шевченко прямо после спектакля предложил «пойти прослушаться к мастеру и заодно попить чайку». Сказано – сделано.
– И что же сказал мэтр?
– Он прежде прослезился: расчувствовался от того, что я (прямо в гостиничном номере!) спела трогательную песню на стихи Кайсына Кулиева «Я уйду, и ты уйдешь в свой час». При этом жутко робела, потому что аккомпанировала себе на аккордеоне, владея им очень и очень приблизительно (смеется). А на следующий день Юрий Иосифович предложил мне выступить с этой песней в его сольном концерте. Я спела там ее уже под рояль, публика приняла меня очень тепло, после чего Богатиков решил, что отныне я должна работать именно с ним, и пригласил меня в свой коллектив.
– Но согласись, Ириш, ваши певческие манеры слишком разнились: идеологически выдержанный, застегнутый «на все пуговицы» певец «совковой» закваски, и ты – маленькая, хрупкая девушка с эфемерным голосом, совсем не бой-баба…
– Да, и тем не менее я многому научилась у Юрия Иосифовича: как трактовать ту или иную песню, как общаться с залом и за кулисами, как привести себя в порядок перед концертом после тяжелой дороги. Богатиков никогда и ни в каких ситуациях не позволял себе повысить голос или, боже упаси, сорвать на ком-то плохое настроение. При этом он был феноменально строг – и к музыкантам, и к коллегам, партнерам. Здоров или болен, устал – не устал, если надо, он шел к слушателю и пел.
– Допустим, после дороги ты не выспалась, встала разбитая, неприятные запахи в поезде или чей-то храп испортили настроение, а тебе с перрона – на сцену. Что предпримешь – релакс, медитацию?
– Какой релакс? Какие запахи? Пока надеваю концертный костюм, собираюсь с мыслями – головой-то я уже на сцене! А все остальное улетучивается само собой. Главный релакс – это встреча с публикой. Богатиков великолепно умел увлечь ее: читал со сцены стихи (очень любил поэзию), прекрасно знал и любил историю, деликатно шутил, если это требовалось по ходу концерта, причем никогда ни в чем не перебарщивал. Для меня это была академия эстрады.
– Кстати, кого ты можешь назвать своими друзьями-подругами по цеху?
– Что-то давненько мы в гости ни к кому не ходили! (Задумалась.) Да и секретов девичьих я никому уже не доверяю, потому что они запросто могут уйти в желтую прессу (хохочет). Ну, приятельствуем иногда с Анастасией, Алисой Мон… Дружим с Рафом Сардаровым. Они всегда откликнутся на любое приглашение, придут на помощь. Нам приятно общаться, потому что есть общие интересы.
Семейный пасьянс
– Ну и расскажи о своем сегодняшнем вдохновителе, композиторе, соавторе и муже – Стасе Родионове…
– Это талантливейший человек, по первому образованию – военный переводчик, а еще – кинорежиссер (учился у Александра Прошкина), а также экономист и бизнесмен. Работает менеджером в американской фирме. Познакомили нас известный петербургский актер и продюсер Вадим Карев и его подруга – театральная актриса Татьяна Кузнецова.
Однажды они приехали в Москву на несколько дней. До этого я много лет была дружна с Вадиком, а Стас – с Таней. На Воробьевых горах Станислав, едва увидев меня, сразу же заставил отужинать вместе с ними в ресторане. Слово за слово, взгляд за взглядом, и у нас сложились чистые, дружеские отношения. А затем мы поняли, что друг без друга… как-то тяжелее. При этом до знакомства со мной Стас даже не подозревал, что есть такая певица – Ирина Шведова.
– Неужели?
– Меня это нисколько не удивило. Он много времени провел за рубежом и запросто мог не знать, кто я. Ну а я не думала, что Стас с ранней юности сочиняет песни, которые мне очень понравятся. Но покорил он меня изначально не этим.
– А чем, господи?
– Не поверишь: тем, что очень сильно похож на моего отца – Игоря Шведова. Причем не только внешне, но и ментально – он повторяет его манеру говорить, любимые словечки, действия, поступки, эмоциональные реакции. Такое ощущение, что в Стаса вселилась душа отца. (Шведов скончался пять лет назад, еще раньше – в 1987-м – ушел из жизни Третьяк. – С. С.)
– Сексологи давно доказали, что девушки ищут себе мужа по подобию отца…
– Это как раз не мой случай. Я никогда не думала, что стану женой человека с характером, как у моего папы! (Хлопает в ладоши.) Потому что характер у Шведова был дай боже: в семье он всех «строил», заставлял ходить по струнке. И я всегда говорила маме: «В моей семье все будет по-другому». И вот, на тебе! Кстати, мама, когда увидела Стаса, первая сказала: «Доченька, приглядись! По-моему, это тот человек, который тебе нужен. Есть в нем что-то родное, неуловимое». Да, говорю, есть! Мы стараемся беречь друг друга, помогать во всех делах, но творческих споров избежать не удается, особенно при написании песен и во время работы в студии звукозаписи.
– Что ж, это нормально. А мама по-прежнему работает в театре?
– Нет, она давно на пенсии. Четыре года назад я привезла ее из Киева в Подольск Московской области, где губернатор Борис Всеволодович Громов выделил нам квартиру.
За что ему огромное спасибо. Мама полюбила этот город всей душой! Обзавелась друзьями, объявила бойкот болезням (ходит на восьмой этаж пешком!), стала в городе востребованным человеком: устраивает творческие встречи, дает спектакли своего детского театра «Понарошка», преподает сценическое мастерство, дает интервью на радио…
– Ничего себе! Подожди, а у тебя разве не было квартиры в Москве?
– Представь себе, нет. Я с 1990 года снимала здесь чужие комнаты и углы. Хватит, намаялась! Сейчас мы со Стасом живем в своей московской квартире, на любимом Ломоносовском проспекте. Но при этом считаю себя подольчанкой. Я стала автором дизайн-проекта той квартиры, и все, кто бывает у нас в гостях, уходят с большой неохотой – просторно, уютно и необычно, похоже на театральные декорации.
– Чем занимается дочка?
– Надюша – дочь от первого брака. У нее, безусловно, есть хорошие артистические способности, но я очень бы не хотела, чтобы она стала артисткой. Сейчас Надя совсем уже взрослая, окончила с красным дипломом Академию народного образования по специальности «английская лингвистика». Мечтает работать с маленькими детьми, исправляя дефекты английского произношения. Недавно она со своим мужем Виталием отпраздновала пятилетие бракосочетания – «деревянную свадьбу». Так что в этом отношении она меня опередила.