Форум Амины

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Амины » Россия » Георгий Делиев: «Специально для Ющенко..."


Георгий Делиев: «Специально для Ющенко..."

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Георгий Делиев: «Специально для Ющенко могу придумать несколько сценариев разделения граждан одной страны»

Популярнейшему отечественному комику Георгию Делиеву в последнее время не до смеха. Его скандальный видеоролик «Рідна мова», посвященный политике Виктора Ющенко, без ведома создателя попал в сеть — и тут началось… Этот ролик в Интернете скачивали тысячи неугомонных. Одних мини-фильм возмущал. Других — восхищал. В общем, равнодушных не было. Особенно в финале клипа, когда «лирического героя» избивают, а саундтреком идет гимн США. Сам Делиев открещивался: мол, запустили «в жизнь» черновую версию без его согласия. Вспомните: именно в этом году он отмечает 30-летие творческой деятельности (хотя сам выглядит только на 30). Вспомните и триумфальное шествие его «Масок-шоу» на центральных телевизионных каналах. Как известно, нынче эти же «Маски» сорваны. Перед телепроектами Делиева — шлагбаум! В телеэфиры ему прорваться невозможно. Поэтому и остался Интернет? Нет-нет… Еще осталось большое — настоящее — кино. Делиев, напомню, один из любимых персонажей нашей Киры Муратовой. Напомню также, что в ее выдающемся фильме «Настройщик» Делиев играл — как дышал. Вот и недавно он снова снялся у Киры Георгиевны в ее новой картине «Мелодия для шарманки».

«Команде президента нужно разделить наш народ?»

— Для российского ТВ одесские «Маски» теперь иностранцы. Что ж с ними церемониться? А вот на родине, в Украине, много шума наделал ваш ролик про «политику партии и правительства»...

— Я снимал проект «Делиев-андеграунд». То есть объединил все то, что не могло быть показано на ТВ, в официальных эфирах. Были сцены из будущего фильма «Кафе «Андеграунд». Действие там происходит в артистическом кафе, где появляется богема — художники, продюсеры, авторы, актеры, а также проститутки, пьяницы, спившиеся и опустившиеся мегазвезды, просто случайные люди.

Многие события происходят в воображении этих персонажей. Я начал создавать проект за свои средства. Спонтанно возникла и «Рідна мова». Сюжет, музыка и текст были написаны «за один присест». Снял его со своей группой «Мастер-класс» (корпорация клоунов «Настроение» также помогла). И так получилось, что именно рабочая (нецензурная) версия (отчасти по моему недосмотру) попала в Интернет. Пока выяснил, как это получилось, пока нашел человека, который это сделал, ролик уже размножили. И я ничего не мог сделать — ситуация вышла из-под моего контроля.

Я заходил на некоторые форумы. Представьте, количество просмотров этого видеоролика доходило до тысячи за сутки. Это нарастало как снежный ком. «Цензурную» версию я предоставил буквально через два дня. Она, кстати, даже смешнее «нецензурной» — на мой взгляд. Ведь все понятно и так! Но что поделаешь, если кому-то нецензурная оказалась ближе… Я же ее пытался сделать как клоунаду на очередную тему…

— Когда человеку «сверху» объясняют, какой именно язык является для него родным — это же ведь тоже клоунада?

— На самом деле еще во время оранжевой революции, когда все были так воодушевлены, я довольно сдержанно отнесся к происходящим событиям. Поскольку являюсь консерватором по убеждениям.

В том был безусловный кайф. Надо было выпустить пар. Я же, как клоун, все эти сценарии для себя давно проиграл. И все подобные фантазии реализовал — на сцене, на экране. Даже чужие трагедии выворачивал наизнанку, превращая их в гротеск…

— Клоунада, по-вашему, тоже празд­ник непослушания?

— Клоуном надо родиться! Тогда и на улицу с транспарантом идти не захочется. Во время оранжевой революции я находился в Нью-Йорке. И тогда же написал песню «Ты — Хулиган...». За событиями на родине наблюдал по ТВ, в Интернете. Уже тогда я предполагал, что будет давление на русский язык. Но думал, что это произойдет сразу, той же зимой. Но это началось сейчас. Почему сейчас? Проблема, на мой взгляд, не в русских и не в украинцах. И даже не в русскоязычных или украиноязычных гражданах одной страны. Ведь в Западной Украине свободно переходишь на украинский язык — и всегда так было. А в Одессе говоришь на русском — и это нормально.

Думаю, что все ныне происходящее в плане текущего «противостояния» Востока—Запада довольно хитро подстроено с единственной целью — удержать власть… Нынешней команде президента нужно разделить наш народ — граждан Украины — на две части? Украиноговорящие и русскоговорящие? Это же очень удобный принцип деления! Примерно — пополам! И теперь им есть о чем без конца говорить! Им есть чем заниматься! Есть с чем бороться! Есть о чем «думать»…

Украиноговорящие твердят: «Учите украинский язык! И забывайте русский! Потому что у нас должен быть единый язык!».

Русскоговорящие: «Не нарушайте наши права! У нас демократическое государство!».

И вот опять подталкивают выйти с флагами, митинговать, спорить…

Принцип «разделяй и властвуй» понадобился им именно сейчас, поскольку раньше власть была сильно уверена в себе, а сейчас уж не осталось ни аргументов, ни рычагов… Вот президент и прибегает к «штурму»! Но если именно эта тема себя вскоре исчерпает, я специально для Виктора Ющенко и его команды смогу придумать еще несколько сценариев возможного разделения граждан нашей страны...

— На мужчин и женщин, что ли?

— Да, на мужчин и женщин! Почему бы и нет? Это первое, что приходит в голову! Надо, допустим, мужчинам увеличить рабочий день, а женщинам — уменьшить его. На час! И будут ссориться даже внутри одной семьи!

«Цензоры на ТВ вынуждали резать материал по живому»

— Георгий, а помните, когда начался подлинный бум вокруг проекта «Маски-шоу»? Вроде бы это было «сто лет в обед»…

— Да не так чтобы давно — пятнадцать лет назад. До этого на ТВ в наш адрес приходили многочисленные письма — в основном с негативными отзывами.

Люди ругали нас за «издевательство» над их чувствами и взглядами. Кто-то утверждал, будто мы издеваемся над классической музыкой, над Бетховеном в частности.

Кто-то писал, что демонстрируем много «эротики» — полуобнаженного женского тела. Кто-то в свою очередь обижался: «Наши люди не такие дураки, какими вы их показываете!» Нас и критики ругали первое время — и киношные, и телевизионные. Ни одной положительной рецензии не было! А в девяносто третьем году что-то сдвинулось. Российское ТВ дало нам неплохой бюджет. Передачу поставили в сетку вещания. Стали нас рекламировать-анонсировать… Но самые первые серии «Масок», конечно, довольно наивно сняты с профессиональной точки зрения.

Видно, что это было второпях. Озвучка примитивнейшая. Микшировали все живьем. Подкладывали смех, шумовые эффекты. Звукорежиссер двигал рычаги двумя руками, больше у него ничего не было. Я со своей стороны ему помогал — и получалась игра в четыре руки. За ночь таким образом и озвучивали серию.

— Зато сколько оригинальности именно в такой «ручной сборке»!

— Смешно другое: пока нас ругали зрители и критики, все эти серии потихоньку воровали прямо на ТВ! Все монтажные были связаны благодаря единой эфирной зоне — и можно было по сети увидеть, что у нас происходит.

Когда мы делали перегон с кассеты на кассету, то программа «играла» от начала до конца. И, видимо, монтажеры по секрету друг другу сообщали и перегоняли наш материал.

Я случайно об этом узнал. Был на ТВ ночью. Вышел по делам… И вдруг слышу знакомую мелодию из нашей программы. Заглянул в монтажку, спрашиваю: «Что вы здесь делаете?» — «Да ничего, вот беру сигнал из соседней монтажки. Я только смотрю, вы не думайте. Это ваше? Ой, как здорово…».

Когда г-н Митрофанов решил выпускать кассеты с отдельными сериями «Масок», вся «Горбушка» уже была заполнена пиратскими копиями. Они появлялись там раньше телеэфира.

— В то время (да и в это) юмор на ТВ пристально цензурировали. Вы часто попадали под ножницы?

— На эфире иногда просили что-то вырезать. Я иногда вырезал. Иногда говорил, что вырезал. А на самом деле не вырезал. Зато на пиратских кассетах — полный вариант!

Цензура на ТВ, конечно, вынуждала показывать материал худсовету. И вечно говорили: это уберите, то уберите! Если бы я поступал так, как они хотели, это напоминало бы сцену из «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова, когда Огурцов оценивает клоунаду Бима и Бома…

— «Товарищи! В то время как…»

— Я с ними внешне соглашался. Потом выходил из кабинета, утирал мужскую слезу (депрессия тогда проходила у меня очень быстро), брал другую кассету, монтировал что-то вроде «Бима и Бома» — и показывал все это худсовету.

А эфирные кассеты я тоже сам монтировал. И, естественно, без всяких купюр. И всегда сходило с рук. Между прочим, пиратские версии наших «Семи дней с русской красавицей» в свое время по внутреннему рейтингу побили рекорд даже американских блокбастеров! Они лучше продавались.

Мы даже попали в опалу у «Золотого Дюка», когда утверждали, будто мы сами специально продали фильм пиратам.

Кстати, наша картина «Семь дней с русской красавицей» была принята худсоветом. И это был единственный худсовет, который меня спас. Туда входили прекрасные мастера — Георгий Данелия, Леонид Гайдай, Алла Сурикова, Аркадий Инин (остальных не помню). Они очень смеялись. Смотрели фильм с удовольствием. И когда началось обсуждение, все дали настолько позитивные рецензии, что я был просто счастлив!
«Наш сериал убили напрочь!»

— А как получилось, что «Маски-шоу» стали «неформатом» для современного ТВ? В какой момент это произошло? Почему вы пришлись не ко двору?

— Это случилось после девяносто восьмого года… Во время дефолта я еще заканчивал снимать «Маски в тюрьме». Дефолт, конечно, ударил по нам больно и сыграл злую шутку с теми людьми, которые зарабатывали деньги.

Но мы успели еще до дефолта построить декорации и заключить договора с группой. Успели обзавестись своей монтажкой, съемочной техникой. Но это был последний сериал, который целиком приобрело российское ТВ. А после этого каналы не стали договариваться о приобретении цельного пакета. А без такого договора никто из инвесторов не хотел давать нам денег.

Получился замкнутый круг! А после 2000-го телекомпании уже начали переходить на другую практику — создавать свои собственные производственные базы и производить собственный продукт. И им стало невыгодно платить сторонней компании. Выгоднее было произвести свое «творчество». Пусть даже худшего качества! Еще одна причина заключается в том, что возникла мощная тенденция приобретать зарубежные форматы. В этом случае, как считают генпродюсеры телекомпаний, любой риск сводится к минимуму. И по определенному шаблону появляются какие-то свои авторы, режиссеры. Они что-то снимают специально для канала. Все это проверяется психологами, тестируется, определяется потенциальный рейтинг…

— Но «Маски-шоу» — проверенный временем проект. Что ж не устраивает нынешних телеворотил в вашем творчестве?

— Почему-то они, телепродюсеры, имеют свой взгляд на ТВ-юмор… Вот посмотрите: «О.С.П.-студия» фактически закрыта, «Джентльмен-шоу» — не выходит, «Каламбур» не снимают…

На канале ТНТ в 2005 году произошел один случай. Они все-таки приобрели один наш сериал — и мы заключили с ними договор на производство большого проекта. С нашими партнерами мы договорились — я снял уже восемь серий. И они должны были быть показаны в 2004 году перед новогодними праздниками. Действие происходило в королевстве: празд­ничная обстановка, веселье.

Причем материал я сдал вовремя, в срок. Его уже даже якобы поставили в сетку вещания. Но потом, к своему удивлению, не нахожу сериал в телевизионной программе… Перед нами, правда, извинились: «Не вышло! Поставим на Юморину!».

Идет время. И опять ничего не выходит. Они-то нам заплатили. Но потом сделали финт: поставили программу 1 мая — с утра до вечера! В течение всего дня. Причем с лаконичными анонсами. И показали все серии подряд!

Таким образом убили напрочь этот сериал. Ведь «лучшего» времени, чем первомайские праздники (когда все на дачах), для этого проекта просто невозможно представить!

Потом нам объяснили: «Мы хотели повысить рейтинг своего первомайского эфира»…

Также и с «Игрой в классики» получилось. Была договоренность с Первым российским каналом. Я лично ездил беседовать с руководством. Был подписан договор о намерениях. Предполагалось снять десять серий по пьесам Бори Барского. Эти сценарии были приняты. Гарантировалась определенная сумма. Когда сериал был снят с учетом всех поправок (я их дейст­вительно учел), его приняли, попросив перемонтировать лишь несколько сцен. Перемонтировали. Закончив последний монтаж, я отправил кассеты в Москву. Их там приняли. И Константин Львович Эрнст вроде бы не возражал. Потом я улетел в Америку на гастроли.

И вдруг все сорвалось… А причину так и не объяснили. Ни денег, ни серий! Все только пожимают плечами. И даже окольными путями ничего узнать нельзя.
«Кира Муратова актеров боготворит»

— И все же перенесемся из родных мест в края дальние, теплые. Кажется, и в Европе у вас намечались заманчивые долгоиграющие проекты. Но почему ничего не вышло?

— Еще в двухтысячном году мы находились на гастролях в Германии. Там познакомились с английским продюсером. Он посмотрел несколько наших проектов и решил, что, может быть перспективный телевизионный продукт. Он же предложил снимать «Маски-шоу» специально для Европы. Проект, адаптированный под понятные немцу, англичанину и другим европейцам темы.

Мы разработали договор (очень выгодный для нас). Нам предоставили льготные, можно сказать, условия. Нам нашли инвесторов.

Меня повезли на их производственную базу в Баден-Бадене. Там в лесу у них настоящий телевизионный Голливуд!

Мне дали разрабатывать темы, предложили редактора — хорошего творческого человека. Немцы просили придумывать шутки про новых русских, которые пускают пыль в глаза, приезжая в Германию, надувают щеки и все такое.

Мне же казалось, что все это уже давно избито. «У нас в Европе — самое оно!» — отвечали мне.

Потом мне намекнули: если бы такое шоу делали сами европейцы, это посчитали бы неполит­корректным. А когда русские издеваются над «новыми русскими» — это ничего.

Первые серии должны были называться «Маски» в Швейцарии» и сниматься на горном курорте. Кстати, на самом деле не в Швейцарии, а где-то во французских Альпах.

Мы придумали с ребятами два шикарных сценария. Приезжают «новые русские» в Альпы… Гостиницы, лыжи, зима снежная — все им понравилось. Потом начинаются смешные приключения. Продюсер приезжал к нам в Одессу. Оговаривали сроки съемок. А потом на телеканалах немецких что-то изменилось. Думаю, нас не пустили туда, потому что местный профсоюз восстал. У них есть свои комики и свои комедийные передачи. Поэтому чужим вход заказан.

— Европа может подождать?

— И вот теперь я чужой… Среди русских. Среди украинцев. Среди европейцев.

Но зато благодаря этому у меня как бы развязаны руки. Мы можем теперь иметь счастье живого общения с аудиторией — раньше из-за съемок на это вечно не хватало времени.

— Счастье живого общения — это все-таки не радость материального удовольствия?

— Конечно, в нашем театре, в Доме клоунов, билеты очень дорогими быть не могут. То же касается и кинотеатра «Маски». Деньги нам нужны, несомненно. Ведь они не только на личные нужды идут — огромные средства уходят на творчество, на создание новых программ.

— Стала ли для вас отдушиной кинокарьера, в частности роли в фильмах Киры Муратовой и Романа Ширмана?

— Кира Муратова — это отдельный разговор. Каждая картина у нее получается разной. Ты никогда заранее не предугадаешь результата. Он непредсказуемый (в хорошем смысле слова). Читая сценарий, изучая свою роль и даже снимаясь на площадке, ты не понимаешь до конца, что же происходит на самом деле. Кира допускает актерскую импровизацию. Она ее «проверяет» на репетициях. На съемках — изменение «программы»! Она может принять предложение актера и попросить зафиксировать найденное. И дальше добивается нужного эффекта. И не успокаивается, пока не добьется своего. Она ловит что-то неуловимое. Просто я доверяю ей как актер — и иду за ней.

А что касается Романа Ширмана — это прекрасный, легкий в работе и в человеческом плане режиссер. Он ждет «подачи» от актера.

Я предпочитаю в комедии жесткий юмор: острый юмор, основанный на внутреннем психологизме… Нужно найти в комедии болевую точку и нажать на нее, выкрутить из нее оценку, конфликт, подав это в легком ключе.

Ширман делал детскую комедию. Там злых шуток не может быть, абсолютно отсутствует «сексуальный» уровень. Там нет даже намека на то, чему детей нельзя учить. И при этом сказка довольно интересная, добрая, легкая, смешная. Молодые актеры — очень талантливые. У них глаза живые, сердца — еще открытые. Они заглядывают в рот режиссеру и партнерам. Ширман неконфликтный — он ни разу не то что голоса не повысил, даже внутреннего недовольства не проявил. Он позитивный человек.

— А Кира Георгиевна — та может и прикрикнуть?

— Кира раздражается иногда... Главные герои, конечно, не испытывают на себе ее гнева, поскольку она актеров боготворит. Она понимает, что актер — то лицо, которое присутствует на экране, посредством актера достигается необходимая атмосфера.

— Снявшись в новом фильме Киры Муратовой «Мелодия для шарманки», вы уже осознали, что может получиться в итоге?

— Я озвучил роль. И уже видел готовый материал. Мне жаль, что Кира выбросила ключевую «точку» одной моей сцены. У меня роль сумасшедшего проповедника. Причем в сценарии было написано, что это священник, волею судьбы оказавшийся на улице. И он должен быть в рясе. И вообще на эту роль планировался другой актер.

Когда начались примерки костюма, я увидел, что превратился в какого-то бомжа… Ряса на экране не видна! Там поясной план, а я виден через окошко. Проповедник цитирует Библию, в то время как беспризорники грабят главных героев, мальчика и девочку — отбирают у них деньги и теплую одежду. А ведь они остались сиротами. И они пытаются найти своих отцов после того, как умерла их общая мать — довольно трогательная сцена…

При этом проповедник приближается к мальчишкам, а они начинают издеваться над ним. Потом избивают… Постановщик трюков эффектно драку поставил. Мы долго репетировали. Я даже подсказывал, как надо «бить». Дети боялись наносить удары, понарошку пытались. В итоге на меня надели защиту. А потом стали опасаться, что они отобьют себе кулаки и ноги… Конечно, пару раз попали все-таки по лицу — синяки оставили. И так получилось это здорово, мне казалось… А она выбросила кусок избиения. Ей, конечно, виднее, важно, как все смотрится в контексте фильма. В новой версии дети-герои ушли, а меня избивать не стали.

— Видно, «проповедь» возымела действие?

— Кстати, и в «Настройщике» много «вкусных» эпизодов выбросили. Чтобы привести к более смотрибельному формату. Я сам иногда при монтаже «Масок-шоу» был вынужден выбрасывать самые смешные места, хорошие, вкусные гэги. Как режиссер это понимаю. А как актеру — обидно…

Впервые «Маски» появились на советском ТВ в популярной программе «Вокруг смеха» — это был 1985 год. До этого коллектив назывался «Смехачи». Зрителям очень запомнился тогдашний номер команды Делиева «Мана-мана». Со временем «Маски» стали активно сотрудничать с ТВ. Появился клип «Одесса-мама». Его приняли с большим энтузиазмом. Потом комикам предложили поработать для «Утренней почты». Их сценарий был принят на ЦТ. Юмористы снимали клипы для эстрадных персон, в числе которых был даже молодой Киркоров. Шумный успех сопровождал проект «Масок» под названием «Семь дней с русской красавицей». Вначале 90-х этот фильм обошелся группе в 1,5 млн. долларов. Впоследствии были проекты «Маски в опере», «Маски на именинах», «Маски в Японии»… На фестивале в Колумбии «Маски» юморили под чутким присмотром представителя КГБ… В новейшей истории постсоветского телевидения, увы, «Маски» остались только историей.

Мария ГУДЫМА /"Зеркало недели", № 16 (695) 26 апреля — 16 мая 2008/
http://www.zn.ua/3000/3680/62869/

0

2

Давнее, но очень интересно интервью.
Пока что о "Масках-шоу" у нас вспоминали только в связи с Эвелиной Бледанс.
Но самое интересное, что "Маски-шоу" - это эпохательное явление, автором которого является Георгий Делиев.

Он был одним из тех, кто не поддержал оранжевую революцию, не пресмыкался перед ющенковским режимом.
Конечно, клип "Рiдна мова" поражает откровением и символичностью.

0

3

Георгий Делиев: "Маски-шоу" у него каждый день

Понятие «маски-шоу» в Украине — синоним рейдерской атаки и способно испугать любого бизнесмена, кроме одессита Георгия Делиева, автора одноименного юмористического проекта. Прирожденное чувство юмора позволило Делиеву стать не только одним из самых финансово успешных артистов Украины, но и попробовать себя в политике. Правда, Партию зеленых он покинул сразу после окончания депутатской каденции в горсовете Одессы. Но и его нынешним связям в политических кругах могут позавидовать многие лоббисты. Делиев признается, что нередко использует знакомство с политиками в интересах бизнеса. А поскольку бизнес юмористический, то и дается он почти шутя.

Пожалуй, самой веселой в политической истории Одессы была избирательная кампания 2002 года. В горсовет баллотировались комики Георгий Делиев и Борис Барский. Они шли в депутаты от Партии зеленых Украины. Правда, лозунги кандидатов из «Масок» вызывали недоумение и смех.

Например, Борис Барский обещал, что зимой будет так же тепло, как и летом, и можно будет приезжать в Одессу и купаться круглый год в море. Возражения о том, что, дескать, сие в принципе невозможно, Барский парировал: «Ну и что? Остальные тоже обещают вам то, что выполнить нельзя, а вы же им верите!».

Делиев же, напротив, говорил преимущественно о весьма насущных для жителей Одессы вещах, к примеру, о том, что поможет восстановить освещение на улицах в центральной части города. Видимо, свет на ночных улицах был для жителей важнее лета круглый год, так как в горсовет Барский не прошел, а вот Георгию Делиеву удалось.

В должности депутата Георгий Делиев входил в Совет по культуре при Одесском горсовете, но, по его собственному признанию, больше занимался требованиями и проблемами жителей своего избирательного округа — ремонтом дорог, поддержанием чистоты в районе. «На выборах я говорил какие-то вполне реальные вещи. И первое, что я сделал, пройдя в депутаты, — так это начал исполнять свои обещания», — вспоминает Делиев, признающий, что во время своего депутатства ни в какие серьезные вопросы старался не ввязываться, а попросту набирался опыта для работы над… новыми театральными постановками. Да и в политику артист пошел в том числе по дружбе.

Среди товарищей Георгия Делиева — представители влиятельных политических и деловых кругов Одессы. Он дружит с Вячеславом Круком (сыном Юрия Крука, бывшего начальника порта «Южный»), в 2002 году представлявшим Партию зеленых, в которую и вступили Барский с Делиевым. В 2005 году из Партии зеленых Крук переметнулся в БЮТ, до мая 2010 года оставаясь председателем городской партийной организации Блока Юлии Тимошенко и руководителем соответствующей фракции в горсовете. Сегодня Крук является президентом фонда «Южная столица». Георгий Делиев вслед за ним в ряды бютовцев не последовал, сложив депутатские полномочия в 2006 году.

Товарищеские отношения связывают Делиева и с экс-мэром Одессы Русланом Боделаном, ставшим изгнанником после оранжевой революции — в 2005 году суд лишил Боделана полномочий мэра, а правоохранительные органы возбудили против него уголовное дело по факту злоупотребления служебным положением. Боделан вернулся из «ссылки» только весной года 2010-го.

Впрочем, самой большой политической удачей Делиева можно считать не столько дружбу с влиятельными персонами, сколько сохранение спокойных отношений с прошлой властью и экс-мэром Эдуардом Гурвицем, во времена руководства которого в Одессе Делиев опасался возможных проблем и «наездов» властей на свой театр, «Дом Клоунов».

Зачем вы, артист, пошли в политику?

Г.Д. Это произошло случайно. Иногда в моей жизни происходят случайные вещи, когда я предлагаемым обстоятельствам отдаюсь, доверяю, начинаю плыть по течению и смотрю, что из этого получится. Может быть, это нужно для того, чтобы набраться опыта — режиссерского, актерского и драматургического. Мне помогал мой товарищ, Слава Крук. Он предложил мне баллотироваться. А я ему помогал делать рекламную кампанию. Я проходил в Одесский горсовет от Партии зеленых Украины. Выбрал эту партию не только из-за Вячеслава. Партия зеленых Украины сама по себе не вызывала никакого раздражения.

Как депутат в Одесском горсовете вы не предложили ни одного резонансного решения. Что-то мешало?

Г.Д. Поясню на примере. Мой избирательный округ был в центре Одессы. Там стояло старое здание, памятник архитектуры, возле которого построили новый дом. По нормам нужно было строить с принятием неких перестраховочных мер, на определенном расстоянии. Но меры учтены не были, в итоге старый дом начал оседать, в нем пошли трещины. А в новом доме уже были распроданы все квартиры. Из-за таких случаев мы пытались принять решение о запрете застройки в старой части Одессы. Есть много примеров городов с сохраненным историческим обликом — Лондон, Париж, Амстердам, Прага. Там в центрах не то чтобы строить, там без разрешения даже кондиционер нельзя повесить или рамы поменять. Это же мы хотели сделать в Одессе. Ну хотя бы запретить строить новые здания в центре. Но это решение не прошло, потому что было невыгодно многим людям.

Вы планировали баллотироваться повторно?

Г.Д. Я отработал депутатом четыре года. На выборах-2006 мне предложили баллотироваться, и я сказал, что во время предвыборной кампании останусь в партии, но потом уйду. Из Партии зеленых я вышел в 2006 году.

Какую-то выгоду получили от работы депутатом?

Г.Д. Конечно, личную пользу я извлек, нашему театру мое депутатство очень помогло. Если бы я не был депутатом, то сегодня дела у театра шли бы не так хорошо. Также я надеюсь, что смог выполнить хотя бы 50% обещаний, данных на выборах.

Как складывались ваши отношения с мэрами Одессы?

Г.Д. С Русланом Боделаном, который был мэром до 2005 года, отношения были отличные — он многое для нас сделал, поддерживал театр. С Алексеем Костусевым у нас тоже все хорошо, у меня с ним добрые, товарищеские отношения. А вот с Эдуардом Гурвицем было никак, вообще никак — ни плохого, ни хорошего мы от него не видели. Когда Гурвиц был мэром, я очень переживал, что у нас могут забрать театр, потому что помещение находится в долгосрочной аренде.

Создается впечатление, что как артист вы были более заметны в кругах политиков, чем как депутат горсовета. Это так?

Г.Д. Художник более эффективно воздействует на сознание современников, чем политики, идеологи. Поэтому во все времена власть всегда пыталась подчинить художников, заставить работать на свою идеологию. Тех, кого не удавалось подчинить, отправляли в андеграунд, а были и более тяжелые времена, когда истребляли физически. Сегодня идеологи это определяют как «формат» и «не-формат». Что касается меня, то я — клоун. Дуракам закон не писан, поэтому я делаю что хочу.

Архитектура шоу-бизнеса

Георгий Делиев — архитектор по образованию. Но зарабатывает только на шоу-бизнесе, проявляя весьма показательную предпринимательскую смекалку. Делиев стал одним из первых официальных налоговых «упрощенцев» в стране — как только в 1999 году в силу вступил Закон «Об упрощенной системе налогообложения», Делиев учредил свое ЧП. Именно оно занималось организацией гастролей и продакшн-деятельностью группы «Маски».

В 2008-м, за два года до принятия Налогового кодекса, Делиев свое ЧП закрыл, избежав тем самым усложненной процедуры ликвидации предприятия. В общении с «ВД» Георгий Делиев признает, что решать вопросы с чиновниками ему порой намного проще, чем рядовым предпринимателям. Тем более что юмор и шутки всегда были востребованным элитой видом развлечений.

Комик Георгий Делиев признает: на комическом искусстве зарабатывает немало. Среди множества своих проектов самым выгодным с финансовой точки зрения называет сериал «Маски-шоу», дающий дивиденды на прокате по территории практически всего бывшего СССР. А его группу «Маски», созданную в 1984 году, можно считать типичным семейным бизнесом.

Директором коллектива является Наталья Делиева, жена брата Георгия Делиева. В 2003 году, в бытность Делиева депутатом, в Одессе открылся культурный центр «Дом Клоунов», в котором расположился театр «Маски» и кинотеатр авангардного кино. С прошлого года «Дом Клоунов» стал одной из местных достопримечательностей Одессы, включенных в программы туристических маршрутов гостей южной столицы. Кроме «Дома Клоунов» и группы «Маски», Георгий Делиев реализует музыкальный проект «ЖорЫк Делиев» и инди-проект «Делиев Underground».

В конце октября труппа «Маски» отпраздновала свое 27-летие, показав киевской публике спектакль «Дон Жуан» — сплав классики, в котором история «каменного гостя» переплетается с диалогами могильщиков из Гамлета. Впрочем, сам текст по мотивам всемирной драматургии писал Борис Барский, не отказывающий себе в шутках и остротах «на злобу дня». Роль одного из могильщиков исполняет сам Делиев, причем по спектаклю его персонаж «отвечает за все»: и за режиссуру, и за ремонт, и за технику, и за… налоговую.

В вашем спектакле «Дон Жуан» звучит фраза, что вы отвечаете за все, в том числе «и по налоговой». Вы в самом деле главный по налоговой?

Г.Д. Да, иногда приходится ходить, помогать решать вопросы. Например, на съемках фильма «Двенадцать стульев» (фильм немецкого режиссера Ульрике Оттингер, съемки которого прошли в 2005 году в Одессе — прим. «ВД») я общался с чиновниками — и какие-то вещи или разрешительные процедуры нам давались проще.

Часто используете свою известность для решения вопросов в бизнесе?

Г.Д. Мне, чтобы прийти к чиновнику, не нужно в очереди стоять. Чаще всего это звонок, после которого я могу попасть в кабинет к нужному человеку. В славянском обществе это более развито, чем в Европе, кстати. Знакомство, кумовство помогают. И я этим пользуюсь, не только в общественных, но и в личных интересах.

В 2007 году вы рассказывали, что ваш театр убыточен. Вы уже вышли на самоокупаемость?

Г.Д. С 2008 года и сейчас мы на самоокупаемости. До этого нам помогали спонсоры. Нас поддерживала страховая компания «Теком» (связана с банком «Пивденный», акционерами которого являются бизнесмены Юрий Родин и Марк Беккер — прим. «ВД»), Руслан Боделан и Слава Крук помогали. В прошлом году Алексей Костусев помог нам организовать международное событие — Всемирный фестиваль клоунов «Комедиаду». Также нам помогает губернатор Одесской области Эдуард Матвейчук. Когда-то Боделан предлагал нам сделать театр муниципальным, это было бы выгодно, наверное. Но, с другой стороны, я подумал над этим и пришел в ужас. Потому что власть меняется, и как она вела бы себя по отношению к нам как к муниципальному театру — непонятно. Сегодня у театра все хорошо. Даже летом полные залы, а когда мы только начинали работу, на лето театр закрывался.

У вас несколько проектов в стиле альтернативного искусства. В Украине можно зарабатывать на андеграунде?

Г.Д. Нигде нельзя заработать на андеграунде! Как только ты начинаешь много зарабатывать на искусстве, ты автоматически переходишь в лагерь массовой культуры.

Как вы заработали свои самые первые деньги?

Г.Д. Еще в школе я работал грузчиком, разгружал машины с овощами и фруктами. Мне платили 90 рублей.

Не стесняясь в выражениях

Будни звезды пестрят скандалами и шумихой, но среди всех происшествий, случавшихся с Георгием Делиевым, одним из самых неприятных стали события вокруг клипа «Ридна мова». В нем Делиев поет песенку на украинском языке — о прекрасной Украине, вспоминает Лесю Украинку и других классиков. Происходит все под надзором двух гротескных людей в черных костюмах. Время от времени Делиев вставляет русские словечки, после которых люди в черном делают ему замечания.

Самое интересное происходит в конце — когда певец начинает ругаться с надзирателями, требующими петь по-украински. Делиев, не стесняясь в выражениях, объясняет им, где и что он делал и с государственным языком, и с классиками этого языка, а также с президентом государства (клип снят в 2006 году, когда президентом был Виктор Ющенко). Удивительно, но оскорбление государственного языка и лидера государства остались незамеченными властями: в 2009 году Ющенко присвоил Делиеву звание народного артиста.

А вот широкая публика и националистические организации обратили на выходку самое пристальное внимание. Делиев мгновенно оказался в списках заклятых врагов Украины и украинофобов, в которых фигурирует по сей день. А в кулуарах украинские артисты обсуждали информацию о том, что сам клип снят по заказу промосковских политиков. Делиев это опровергает, не отрицая, тем не менее, свое участие в некоторых политических пиар-проектах.

Клип «Ридна мова» был политическим заказом?

Г.Д. Нет. Просто я снял клип, выложил в интернет. Потом права на него у меня купила компания (Георгий Делиев не уточняет, кто именно и за сколько выкупил права на клип — прим. «ВД»).

После выхода клипа вас объявили врагом Украины. Вы ожидали такой реакции?

Г.Д. Это глупость. Мой клип — юмор в чистом виде. Да, я слышал эти обвинения. После выхода клипа как меня не называли на форумах — и «жидовской мордой», и «чеченской мордой», и «москальской мордой»! Другие предлагали мне поставить в Одессе памятник из золота. А на самом деле это просто смешной скетч, как и все остальное, что я делаю. Просто затронул я острую тему, наболевшую.

В клипе вы намекаете на откровенное навязывание украинского языка. Но разве дело обстоит именно так?

Г.Д. Я что вижу, то и пою. Я не придумал эту ситуацию, она была искусственно создана. В 2008 году была слабая власть, как, впрочем, и сейчас. Чтобы обществом управлять, власти нужно его разделить. Используя как повод тот же язык. Видя это, я снял несколько острых клипов. В том числе, «Расстрел», еще более прямолинейную вещь, чем «Ридна мова». Но среагировали все именно на «Ридну мову». По иронии сразу после выхода клипа «Ридна мова» вышел фильм «Прикольная сказка» на украинском языке. Там я играл главную роль военного министра. После этого мне начали звонить знакомые и называть предателем. Мол, как мог я играть на украинском языке! Мне нравится украинский язык, как и русский, как и любой другой. Мне не нравится, когда людей, как баранов, делят на два стада, а потом их сталкивают лбами.

Вы с политическими заказами вообще не связываетесь?

Г.Д. Ну почему же. Политические «Маски на выборах» мы выпустили в 2006 году. Сериал из пяти фильмов по 26 минут мы снимали в канун парламентских выборов, и это был заказной продукт, после обращения к нам политиков. Я поставил условие, что никого не буду выделять, что все будет жестоко и цинично. Заказчика это устроило, для него было главное, чтобы мы не сильно трогали определенную личность — Владимира Литвина. Даже при том, что я был в материале, будучи в то время депутатом, нам выделили консультанта, который информировал нас обо всех внутренних процессах парламентских выборов.

Получается, наши политики готовы платить, чтобы их высмеивали?

Г.Д. Владимир Литвин — исключение. Я должен отдать должное его смелости.

Серии «Маски на выборах» имели успех?

Г.Д. Серии «Маски» смотрят, потому что мы обращаемся к вечным темам, актуальность которых проверяется временем. Снимая «Маски на выборах», мы впервые использовали откровенную сатиру.
В феврале 2006 года, в момент активной избирательной кампании и политической рекламы, серии вышли на всеукраинских каналах, и рейтинг зашкаливал. Более того — рейтинга выше, чем тогда, у наших серий вообще не было! Потом выборы прошли, и летом серии показали еще раз. И рейтинга не было — на сюжеты никто не обратил внимания! Через год «Маски на выборах» показали в России, но российские зрители вообще не поняли, о чем эти серии и в чем соль и юмор.

Насколько у нас близки шоу-бизнес и политика?

Г.Д. Сегодня они неразрывны. В 1990-х такой связи не было, общество развивалось по законам джунглей и было более свободным. Люди жили сами по себе, и процессы происходили естественным образом: кого-то отстреливали, слабые погибали. Но это все происходило внутри страны, никто не навязывал идеи извне. А сейчас мы находимся под влиянием двух мощных систем, западной и восточной, которые навязывают свои идеи Украине как более слабой стране. Потому что формирование общественного мнения происходит прежде всего через культуру массовую — ТВ, кино, интернет. Там формируется сознание людей, но в Украине это никто не контролирует.

Как вы считаете, сколько людей принимают навязанные извне идеи?

Г.Д. Только процентов пять людей живут своей жизнью, еще процентам пяти вообще все равно, что происходит. А 90% людей подчиняются чужому мировоззрению. Это их выбор — потому что им так проще.

Горящий человек

Страсть к шоу и инсталляциям у Георгия Делиева появилась в детстве благодаря отцу, Виктору Георгиевичу. Он был преподавателем и изобретателем — собирал радиостанции, сам построил обсерваторию в Новой Каховке. Георгий с детства мечтал стать художником, но отец, посетив с Делиевым-младшим художественное училище, посоветовал сыну заняться архитектурой.

Уже на первом курсе Делиев понял, что посвятит себя искусству, и начал устраивать разные арт-эксперименты. Например, вместе с друзьями он поставил на входе в аудиторию фигуру, которая двигалась при открывании двери, пугая входящего. Правда, предусмотрительно студенты предупредили всех беременных девушек вуза о том, что за дверью стоит движущееся пугало.

Оторваться «на полную» наш герой смог на фестивале Burning Man, проходящем в США в конце августа — начале сентября. Практически неизвестное в Украине, это событие уже несколько десятилетий является одним из главных праздников всемирного авангарда. К обязательным экспозициям относятся в том числе «движущиеся мутанты» — забавные передвижные арт-инсталляции. Начиналось все на небольшом пляже возле Сан-Франциско в 1986 году. Со временем мероприятие переместилось в пустыню Блэк Рок, а количество участников перевалило за 50 тысяч человек. Лозунгом фестиваля является радикальное самовыражение, а во время проведения действа, за редким исключением, запрещены денежные операции, вместо которых действуют принципы бартера и подарков.

Расскажите, как вы попали на фестиваль Burning Man?

Г.Д. Я там был в 2009 году вместе со Славой Полуниным, моим учителем. У Полунина на фестивале была инсталляция, театральная палатка — большой надувной купол белого цвета, над которым вертелись высоко в небе белые светящиеся шары. В шатре мы несколько раз показывали фрагменты из «Сноу-шоу» (Снежное шоу артиста Славы Полунина — прим. «ВД»), отрывки из разных спектаклей, экспериментальные сцены.

Много народу собралось?

Г.Д. В 2009 году в Невадской пустыне собралось 60 тысяч сумасшедших. За неделю фестиваля всех обойти и посмотреть все шоу и инсталляции физически невозможно.

Там действуют какие-то ограничения?

Г.Д. Главное, нельзя проявлять агрессию, обижать кого-либо, создавать неприятности. Burning Man — это своеобразная община, там даже мусорить нельзя, нельзя проливать воду (организаторы фестиваля презентуют действо как эксперимент по созданию общества радикального самовыражения, полагающегося на самого себя — прим. «ВД»). Потому что все действо происходит в пустыне Блэк Рок, там очень следят за экологией и чистотой, на фестивале ходит полиция, которая делает замечания тем, кто мусорит.

Какими были ваши первые инсталляции?

Г.Д. Уже в вузе мы творили какие-то странные вещи с точки зрения обычного человека, но с позиции искусства — весьма продуманные. Например, на пятом курсе мы надевали белые халаты и разрисовывали их. И так и ходили — в разрисованных белых халатах. Потом мы начали ходить в шортах. Представьте себе — студент приходит в институт в шортах и белом халате, и такое впечатление, что ноги у него — голые. По ночам разрисовывали стены аэрографами, создавали в аудиториях движущиеся скульптуры, которые приходили в действие при открывании двери и пугали входящего.

Проблем с руководством вуза не было?

Г.Д. Хотя это был 1982 год, но институт закрывал глаза на наши странности, преподаватели делали вид, что не замечают. Тогда слова «инсталляция» мы не знали, но это была инсталляция в чистом виде. У нас в институте вообще была своя хипповская община.

Перспективы

В ближайших планах Георгия Делиева — несколько новых постановок в театре «Маски». Так, в Одессе 25 ноября пройдет премьера романтической комедии «Орфей и Эвридика», в которой Делиев выступает режиссером-постановщиком и актером. Вместе с артистами из группы «Маски» Борисом Барским, Натальей Бузько, Михаилом Волошиным, Александром Постоленко и Игорем Малаховым Георгий Викторович успешно гастролирует по Восточной Европе и России, чем и планирует заниматься в будущем. Одним из секретов его театра является постоянное обновление репертуара — как через новые постановки, так и через введение в популярные спектакли свежих элементов и подтекстов.

Политическая жизнь Георгия Делиева обещает быть не менее насыщенной, чем жизнь культурная. На часах — приближение парламентской избирательной кампании 2012 года, которая обещает стать одной из самых ожесточенных за последнее десятилетие. Понятно, что услуги популярных артистов будут востребованы среди политиков как никогда, в том числе — по высмеиванию и оппонентов, и самих себя.

О продолжении же собственной политической карьеры Делиев говорит довольно сдержанно. Все-таки место клоуна и консультанта по юмору намного более спокойное и удобное, чем кресло депутата.

18 Ноября 2011 14:07 Автор: Маргарита Ормоцадзе ("Власть денег" 46 (329) 20.11.2011)

0

4

Ющенко побоялся тогда идти против Делиева. Он фигура по популярности и "любимости" населением опережает даже Юрия Рогозу.
Интересные интервью, согласен. Один из немногих людей, который совсем не рисуется и не лицемерит и прямо отвечает на вопросы.
Если и утаивает, то делает это с умом. И очень много откровенного. И из откровенности не делает ничего особенного.

0


Вы здесь » Форум Амины » Россия » Георгий Делиев: «Специально для Ющенко..."